Павел Завальный: рассматриваемый сейчас в Думе законопроект о теплоснабжении сделает контроль над готовностью муниципалитетов, ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний к зиме системным, а критерии оценки и ответственности – предельно конкретными.
Об этом председатель Комитета Государственной Думы по энергетике завил на заседании комитета при предварительном рассмотрении проекта федерального закона № 513229-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» (в части повышения надежности и безопасности систем теплоснабжения) 17 января 2024 года.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ “О теплоснабжении”.
Его основные новеллы:
– наделение Правительства РФ полномочиями по установлению критериев надежности теплоснабжения;
– разработка и утверждение Минэнерго России новых правил обеспечения готовности к отопительному периоду и порядка проведения оценки обеспечения готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии;
– наделение Минэнерго России полномочием по утверждению схем теплоснабжения ценовых зон теплоснабжения;
– обязательное включение в состав схемы теплоснабжения муниципального образования новых разделов:
а) оценки надежности теплоснабжения и предложений, предусматривающих повышение надежности теплоснабжения;
б) мероприятий по резервированию систем теплоснабжения в определенных схемой теплоснабжения случаях;
– установление новых обязательных требований к готовности к отопительному периоду наряду с действующими.
Статс-секретарь, заместитель Министра энергетики РФ Анастасия Бондаренко обратила внимание депутатов на значимость усиления требования по наличию в муниципальных образованиях утвержденных, самое главное, актуализированных в установленном порядке схем теплоснабжения. Минэнерго проанализировало данные по 7380 муниципальным образованиям, и лишь у 34% из них такие схемы есть. Их отсутствие делает невозможным принятие оптимальных решений, в том числе, инвестиционных, по повышению надежности теплоснабжения.
Что важно, предлагаемые законопроектом изменения не вносят кардинальных изменений в нормативные акты и не предполагают вложения дополнительных финансовых средств, что не повлияет на рост тарифов на тепловую энергию для конечного потребителя.
Предлагаемые законопроектом и подзаконными актами изменения задают приоритет формирования в рамках существующей необходимой валовой выручки теплоснабжающей и теплосетевой организаций инвестиционных мероприятий, направленных на нивелирование рисков возникновения аварийных ситуаций. Таким образом, первоочередными мероприятиями при формировании инвестиционных программ становятся мероприятия, направленные на надежность, в том числе мероприятия по резервированию систем теплоснабжения.
Как пояснил Павел Завальный, главное, что даст принятие данного закона – системность подхода. В России сегодня порядка 18,4 тыс. муниципальных образований, 18 тыс. теплоснабжающих организаций, порядка 50 тыс. локальных систем теплоснабжения. На них с 2011 года фактически перенесена ответственность за теплоснабжение.
«Сегодня формально мероприятия по контролю над подготовкой муниципалитетов, ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний к осенне-зимнему периоду существуют, но они носят разрозненный характер, нет ни единых требований, ни единого центра ответственности, ни четких мер наказания за невыполнение требований. В этой ситуации гарантировать системную надежность теплоснабжения практически невозможно. Законопроект даст единые конкретные критерии, по которым будут производиться проверки, конкретные инструменты привлечения к административной ответственности и прописанные в КОАП санкции. Это очень важный, своевременный законопроект. При этом он готовился Минэнерго не в авральном порядке, по мотивам аварий этой зимы, а планово, системно и продуманно, Думаю, подготовка и к принятию закона потребует от нас и министерства значительных усилий, в том числе, при доработке документа. Но это позволит решить вопрос наведения порядка с ответственностью за готовность и неготовность к зиме системно, всерьез и надолго», подчеркнул председатель Комитета по энергетике.
Законопроект относится к документам совместного ведения, поэтому на этапе предварительного рассмотрения он будет разослан в субъекты Федерации и другие заинтересованные структуры для получения отзывов и замечаний. Уже в феврале, в рамках подготовки к первому чтению, Комитет по энергетике проведет круглый стол с приглашением представителей региональных властей.